ЭВС
Маршрут: Москва-Тверь-С.Петербург-Петрозаводск-/Кижи/-Кемь-Рабочеостровск-Соловки-Беломорск-Вологда-Москва
Сроки: 16 августа - 28 августа 2002 года
Состав участников:
Автостопная команда: Люди, ехавшие поездом:
  1. Александр <ШурШурыч> Полушин
  2. Екатерина Сидоренко
  3. Петр <Петро> Одиноков
  4. Мария Витвицкая
  5. Иван Михайловский
  1. Анна <Щербет> Нещерет
  2. Анна <Савельич> Савельева
  3. Василий Бузолин
  4. Тимур Давлетбаев

Человек, у которого хватило сил и времени доехать только до Петрозаводска:

  • Дмитрий <Шкипер> Куракин

Посмотреть фотогалерею похода

Пользуясь случаем, хотим выразить благодарность всем, кто помогал нам в этом путешествии – водителям, которые подвозили нас, жителям, дававшим нам приют и особенно директору беломорской станции детского туризма Гаврилову Владимиру Ивановичу.


Низкий старт
(16.08.02)

Серые люди, в оборванных одеждах хмуро смотрели на всех исподлобья, гремя сумками с пустыми бутылками; военные покупали в ларьках сигареты, а бездомным собакам было на всех наплевать, и они мирно лежали около пригородных касс. Словом, был обычный летний вечер на обычном Ленинградском вокзале. Под расписанием пригородных поездов собирался народ с рюкзаками. Несложно было догадаться, что это студенты решили выбраться из душной Москвы на природу, чтобы пожить совсем другой, свободной жизнью. Это были мы. Наша группа, которая собиралась добраться до Соловецких островов автостопом и еще несколько ЭВС'овцев, ехавших на выходные побайдарить под Москвой.


С провожающими перед стартом

Приблизительно в 22:00 по местному времени мы стартовали в сторону Твери. Было решено доехать до Твери, а там пересесть на ночную электричку, которая должна была довезти нас до Вышнего Волочка.

Ехали весело. Полный вагон народу, гитарка. Ну, в общем, как обычно. Доехали до Твери, где и выяснилось, что теперь электричка ходит только до Спирово. Но мы не поверили местному люду и решили проверить. После выяснения отношений с контролершами – милыми тверскими девушками – мы все-таки сели на нужную электричку, в которой даже удалось немного поспать. В Вышний Волочек мы так и не попали, а очутились на небольшом полустанке в Лихославле, где провели остаток ночи (или утра), оторвав несколько часов в зале ожидания, в котором, между прочим, дежурили очень добрые и заботливые менты (да! Такое тоже бывает!). Рано утром сели спать в электричку, на которой и добрались до Вышнего Волочка, где примерно в 7 утра выбрались на трассу.


Есть маза уехать с Камазом
(17.08.02)

Разбились следующим образом: Маша-Петя, Шурыч-Катюша, Ваня. Попрощавшись до вечера, растянулись по трассе. Первыми, минут через 20, уехали на Камазе Петро с Машей. Следом за ними уехал и я, оставив Шурыча и Катюшу скучать на трассе. Сменив две машины, доехал до Валдая, где через 5 минут стопа остановил фуру Volvo, ехавшую в Питер. За рулем сидел пожилой мужик в одних семейных трусах и футболке (в машине климат-контроль… оно и понятно). Что самое интересное, если предыдущие водилы говорили в основном о том, что Россия – великая страна и ее нужно поднимать, то Алексей Борисович (так звали водилу) говорил, что хуже, чем в России, нигде нет, что русский человек не умеет и не хочет работать. Подкреплял свои слова личным опытом – он по работе исколесил всю Европу и Ближний Восток. Но я на него зла не держу, потому как человек он хороший, раз стопщикам помогает (даже накормил меня сметаной с хлебом). Недалеко от Питера обогнал Шурыча с Катей, которые скучали в кабине масенького такого «бычка».

Рассказывает Катюша: «Масенький такой «бычок», между прочим, довез нас до самого Питера в кратчайшие сроки, и ловили мы вот такую вот удачу у Вышнего Волочка около 2 часов, презрительно отвергая предлагаемые поездки на короткие расстояния. Ожидая судьбоносную машину, мы получили SMS от Шкипера, который в это время только вышел на трассу в районе Зеленограда. Мы занервничали, так как он имел реальный шанс обогнать нас, тогда как мы имели 300 км (!) форы. Однако есть все-таки высшая справедливость – через полтора часа он написал следующее: «Эти поганые москали не хотят меня брать». Для нас это сообщение пролилось бальзамом на раны – не одни мы такие неудачники. В Петрозаводск он прибыл позже всех :)»

Сознание того, что едешь на крутой тачке, обгоняя опытных стопщиков, приятно щекотало самолюбие, и хотелось поскорее всех встретить и поделиться своей радостью.


Фура, на которой ехал Ваня

В 15 километрах от Питера мы, с моим «посланником» зарулили на автобазу, куда он загнал свою фуру, а минут через 15 подвез меня до метро на своей личной «пятерке».

Питер! Как много в этом звуке…


Питерская ночь

Позже выяснилось, что в Питер все приехали примерно в одно время, с разницей примерно в 15 минут. Каждый двинулся в своем направлении: Шурыч с Катей на трассу в сторону Петрозаводска, Петро с Машей в Петергоф, ну а я, естественно, на Канал Грибоедова – тусовать с местными хиппанами и панками. Там во мне сразу признали стопщика, приняли как родного и напоили портвейном. Кстати, в Питере выбор дешевого портвейна гораздо шире московского!

А Петро с Машей тем временем любовались красотами Петродворца.

Рассказывает Маша: «К сожалению, в Петродворец мы попали уже слишком поздно, день катился к закату и почти все фонтаны уже закрыли. Но море было на месте. :) Мы не согласились с ценами на морской пароходик и предпочли автобус в обратную сторону.»

Через некоторое время мы созвонились и договорились о встрече на ст. метро "Площадь восстания". Сколько радости было при встрече! Долго рассказывали друг другу о своих успехах и делились впечатлениями об автостопе. Сдали вещи в камеру хранения и пошли гулять по Питеру. Выпили пива на Невском, бутылка которого стоила как чугунный мост. Потом зарулили в скверик и решили посидеть-попеть. Но петь пришлось недолго - усталость, пиво и спустившиеся сумерки брали свое: пальцы путались в струнах, а веки смыкались сами собой. А завтра рано вставать! Поэтому было решено не мучить себя и пойти спать на вокзал.

Рассказывает Катюша: «Доехав на «бычке» до окраины Питера, перекусили в каком-то бурьяне между обочиной шоссе и песочной насыпью и без дальнейшего промедления рванули в Петрозаводск. Рывок начался с поочередной смены трех Жигулей, в интервале от пятерки до девятки. Таким образом, мы добрались до островка уюта для дальнобойщиков, кафе «Сясь», в городе Сясьстрой, на реке Сясь.


Саша и кафе "Сясь"

После этого, попросившись в одну из припаркованных у кафе фур, мы словили вторую из четырех потрясающих удач, уготованных нам судьбой (две другие - далее). Это был один из самых харизматичных водителей, с которым было очень легко общаться. (Единственная тема, не получившая отклика, была тема футбола, предлагаемая Шурычем каждому водителю.) Мы ехали, слушая рассказы о жизни в маленьком городке и время от времени подслушивая по рации разговоры водителей других фур. В конце поездки, уже ночью он привез нас к озеру недалеко от дороги с теплой водой и большой почти полной луной над горизонтом. Стоит ли говорить, что довез он нас до самого Петрозаводска, да еще к тому же приглашал пить кофе в кафе, однако мы решили не злоупотреблять гостеприимством. В отличие от остальных стопщиков ту ночь мы провели в теплых спальниках в палатке (палатку поставили в лесочке за постом ГИБДД).»


Карельский путь
(18.08.02)

Утром, часов в 8, перекусив шавермой, вышли на трассу. Петро с Машей уехали, оставив меня скучать на трассе. Но скучать долго не пришлось, и следующие 45 километров я провел в дребезжащем "жопере" со старичком-коммунистом за рулем. Под завывание мотора и серию лекций о том, "как плохо стало жить", я благополучно простудился, что было полной задницей. Следующий водитель оказался куда приятней. Питерский охотник на "Ниве" подобрал меня, а вскоре мы догнали Петро с Машей, которые скучали на обочине. Вписали их на заднее сидение и поехали дальше. Надо отметить, что наше путешествие было богато на такого рода догонялки-вписки, но об этом чуть позже. А пока "Нива" провезла нас еще 20 км и выкинула на залитую солнцем трассу. Приятно, знаете ли, посидеть на лавочке в тени в такое время. Солнышко светит, птички поют, кресты торчат, люди с лопатами ходят. Короче, посидев на лавочке около какого-то лесного погоста и пропустив своих друзей вперед, я снова поднял руку. И, хотя на трассе было пустынно, мне, как новичку, снова повезло и до Петрозаводска я уже ехал без остановок на раздолбанной "шестерке" с водилой-лихачем. Правда один раз нас чуть не вынесло с трассы на скорости 120, но это мелочи посравнению с кайфом безпрерывного движения вперед!

Карельские дороги:


Трасса М18

Трасса М18

Что касается Шурыча с Катюшей, то они, естественно, были в Петрозаводске раньше всех. Пересеклись с народом, который подъехал на поезде и отправились в Кижи. Я уже в Москве смотрел видео и жалел, что не рванул тогда до Кижей.

Рассказывает Тимур: «На самом деле на видео это смотрелось лучше, чем наяву (что является редким исключением). Тучи иностранцев создают ощущение попсовости. Все пропитано духом ширпотребного туристического бизнеса.
Больше всего в Кижах мне понравилось сидеть на берегу озера на соломе и пить воду из фляги (правда, вода была из московского водопровода:()».

Наши в Кижах:

Маша с Петро чуть застряли на пустынной трассе, так что подтянулись позже.

Погода была отменной! Петрозаводск – город просто замечательный! А что еще нужно для хорошего настроения? Поесть и выпить пива, чем я незамедлительно и занялся. Убить несколько часов времени оказалось несложно. Немного поспал, немного погулял, немного послушал местного музыканта, а тут и Маша с Петей подкатили, а потом и вся честная компания с Кижей вернулась, а еще Шкипер приехал. О том, как добирался Шкипер, я думаю, можно писать отдельный отчет. Чего он только не успел за недолгий путь до Петрозаводска: и поесть в каком-то кафе с какими-то бандюками, и вписаться в какой-то автобус толкинистов… Да всего я сейчас и не вспомню…

Рассказывает Маша: «Шкипа мы встретили, как раз, когда пришлось долго стоять у какой-то деревни, он сидел на каких-то трубах и курил… Рассказал, что добирался очень «смешляво». То с какими-то панками, то с какими-то футбольными фанатами. Последним (или первым?) зачем-то подарил кг творога, полученный от первых (или от последних?). Обещал много подробностей и приколов, от которых очевидно сам перся… Не помню, может, и рассказал. :)»

Так что вся наша команда была в сборе. И вот стоим мы на вокзальной площади, лица немного помятые, а в остальном, все просто отлично.

Надо сказать, что Петрозаводск – это второй родной город Петро, так что через свою подругу Таню (просто замечательнейшая девушка!) быстро нашел нам вписку у ее подруги – финки Маарит. Так что отужинав в ресторации "Кивач", и проводив часть людей на поезд, мы двинули в свою норку. Норка оказалась очень уютной, а главное в ней было все, чтоб почувствовать себя человеком: газовая плита, место для сна и душ. И вот шестеро чистых и довольных стопщиков мирно уснули на полу простой Петрозаводской квартиры, с тем, чтобы с утра двинуться дальше, навстречу неизвестному.

Рассказывает Тимур: «Мы, ехавшие на поезде, оставили ночевать стопщиков у финки Маарит и пошли на набережную Онежского озера, захватив пива. Там свесив ноги к воде мы любовались видом проплывавших кораблей и почти забыли о том, что пора на поезд. В результате мы в полной экипировке (рюкзаки на спине, вино в руках) бежали по склону к отъезжающему поезду. Вино, к сожалению, не выдержало скорости и упало прямо на рельсы, увлекая меня за собой».


Кафе в Петрозаводске - опять все вместе

Рассказывает Маша: «Маарит оказалась очень гостеприимной девушкой, и даже не выгнала из квартиры, хотя ей и пришлось слушать скабрезные анекдоты на английском языке в исполнении Шкипера и Саши. Она вежливо улыбалась, и даже мило предложила забрать на память какой-то мужской журнал с откровенными фото, откопанный ими в ее апартаментах (только из Москвы уехали, а уже скучают по периодике!). Петро отключился на полу в позе цыпленка табака».


Дорога до Рабочеостровска
(19.08.02)

Утро. Нет. Серое утро. Не выспавшиеся друзья, но внутри каждого сидит червячок, который покусывает с нетерпением и требует на трассу! Мы выходим на трассу. Уютненькое такое шоссе (в Карелии, по-моему, все уютненькое). Изредка проносятся машины. Главным образом легковые, а также Камазы, с наклейками какой-то строительной компании, судя по всему коммерческой, потому как водители по-московски глядят сквозь автостопщиков. Но уехать все-таки можно, что и продемонстрировали Петро с Машей, умчавшись на красном Фольцвагене. А мне достался битый уазик-батон с двумя колдырями-электриками в кабине. Ничего интересного я из них так и не вытряс, потому как им было не до меня и оба увлеченно толковали о шахматах (!). :) Жаль только, что такие милые люди завозят стопщиков хрен знает куда. Останавливают посреди леса и говорят: «Все. Мы дальше не едем». Высаживают меня, а сами сворачивают куда-то в чащу. Очень прикольно на это смотреть.

А дальше было совсем скучно. Уехал я на строящийся участок трассы. Все наши оказались умнее (или опытнее) меня и объехали его по старым дорогам. Но я тоже долго на нем не зависал. Прокатился 15 километров, сменив 5 машин, зато познакомился с золотой молодежью русского севера.

А дальше началось просто супер! Во-первых, я по приколу застопил бетономешалку, которая направлялась в Мурманск, так что до Кеми можно было расслабиться. Я ехал, жевал печенье, разговаривал с молодым водилой, слушал медицинский час на радио «Маяк». (Что-то про грибковые заболевания… типа приятного аппетита…). А самое интересное, что можно было неспеша разглядывать комиксы из жизни друзей: вот ты обгоняешь уазик, на котором едут Петро с Машей; вот уазик обгоняет тебя; а вот в уазике уже Маша, Петя, Катя и ШурШурыч.; вот ты снова машешь им ручкой, когда их высаживают; вот Шурыч с Катей обгоняют тебя на джипе… (?!?!) (Третья Большая удача Шурыча с Катюшей.) Я аж присвистнул, если честно… Вжик – и их уже нет в поле зрения, и хочется кричать водителю: «Ну что ж ты? Дави на газ до упора!!! Вон люди как несутся!!!». Вообще, надо отметить, что до Кеми все добрались супер оригинально. Я – на МАЗЕ-бетономешалке, Катя с Шурычем на крутом джипе, с очень интересным собеседником – директором рабочеостровского комбината. (Думаю, не надо пояснять, что они докатили до конечного пункта – Рабочеостровска и им не пришлось топать по шоссе на Кемь в ожидании случайной машины, а потом трястись в маршрутке под Таню Буланову.).


М18 у поворота на Сегежу
Здесь Катя и Саша застопили джип

Петро с Машей ехали в Камазе с двумя, по словам Маши, очень добрыми и гостеприимными людьми, которые подарили им один из арбузов, которые везли на продажу в Мурманск. Были они из Дагестана, но действительно очень милые люди. Мало того, что было их двое (одному приходилось все время прятаться за занавесочку- не положено же), так еще и пивом поили, еще с собой предлагали, арбуз позволили выбрать. А на прощание дали телефон какого-то друга в Питере, на случай если вписаться некуда будет. Вот это южное гостеприимство!

А в Рабочеостровске тоже было прикольно. Даже странно, что может быть так весело в таком сером портовом поселке. Например, чего только стоит автостопщик - колдырь (как мы его прозвали) из Пензы. Его первым вопросом после встречи с нами было: «А вы не знаете, где Антон Кротов, а то я ему третий день звоню, никак дозвониться не могу». (А. Кротов – автор руководства по автостопу)

Первыми в Рабочеостровск подъехали Катя с Шурычем, за ними подтянулся я. Мы поставили палатку и стали дожидаться Петро с Машей. Как выяснили у местных, та часть нашей компании, которая ехала поездом, совсем недавно отплыла в сторону Соловков на частнм катере. Мы полежали, вздремнули, а тут и Петя с Машей подъехали, арбуз привезли. Сколько радости было! Все шумно рассказывали о своих впечатлениях, и все снова было просто супер!


В ожидании Петро и Маши
поставили палатку в Рабочеостровске


Ночь на пристани

Думали что делать дальше: то ли дожидаться утра в палатке, чтобы уплыть с первым катером, то ли сидеть на пристани в надежде не какой-нибудь частный катерок. Решили ждать на пристани. Сели, разрезали арбуз. Сидим, едим. Тут подходит паренек прихипованного вида. Рассказал, что он с друзьями только что из Хибин, полазали через «такие перевалы»! Шурыч все подкалывал его тем, что Хибины – горы хорошие, туда детишек на каникулы возят. :) Поговорили о том о сем. Парень посетовал на то какая у них в Минске радиация. "У нас в Минске радиация столько там этих… макрорентгенов, что ли.." Долго мы потом вспоминали эту фразу :). Угостили парнишку арбузом, и он удалился к своим друзьям.


Пристань в Рабочеостровске

И вот где-то в половине первого приплыл катер "Печак". Капитан сказал, что отправится на Соловки где-то около 3х ночи. Надо сказать, что к тому времени на пристани собралось довольно много народу, которому не терпелось уехать. Настроение было на подъеме. А тут еще и северное сияние разыгралось. Зрелище, надо сказать, потрясающее! Похоже на тонкий тюль облаков, который плавно развивается на ветру, подсвеченный сотней фонарей. Никогда не забуду.

Но около 3х ночи, настроение несколько попортили. Выяснилось, что местные братки не разрешают капитану везти такую толпу на Соловки. Наверное, не захотели давать такую прибыль мужику. Мы поматерились и решили спать на пристани. Расстелили пенки, спальники и завалились. Я, правда, до утра просидел, глядя в темноту моря. Завораживает.

Плывем на Соловки:

Чайки Беломорья

Вот он - Соловецкий кремль
на горизонте

С утра приплыл большущий катер "Василий Косяков", который должен был наконец-то отвезти нас на долгожданные Соловки. Но опять же не без интересных моментов. Оказалось, что по правилам местной мафии, каждый всходящий на борт, должен был купить посадочный билет, который стоил 10 рублей и представлял собою чек, который выбивали в соседней лавке (Лавка мне запомнилась ценами. Например пленка Кодак, 24 кадра, стоит 200 рублей). Ну и естественно, нужно купить основной билет, по цене 250 рублей, чтобы весь путь просидеть на неудобном стуле, глядя на иностранцев, расположившихся за уютными столами и попивающих дорогой коньяк. Правда, для них и билеты в два раза дороже. Но все равно чувствуешь себя каким-то неполноценным. Неприятно. Но мы все-таки добрались!!!


План островов 19 века


СОЛОВКИ ВСТРЕЧАЮТ
(1й день на Соловках)

(20.08.02)

Приехали на Соловки! Ура! Оказалось, что там уже две недели работают мобильники, так что со связью никаких проблем, что было приятным сюрпризом. Мы дозвонились до людей, приехавших поездом, вытащили их из уютной гостиницы, где они уже прошлым вечером отметили приезд.

Прибытие:

Растаманское название катера

Как это было раньше...

Первым делом надо было определиться с жильем. Вариант с гостиницей отпал из-за цены. Было решено снять комнату. Желающая сдать жилплощадь внаем нашлась сразу же тут, на пристани. Пришли, посмотрели, понравилось. Уютная комната, с коврами, диваном, а главное недорого – по 50 рублей в день с носа. Так что жилье у нас уже было. Мы расположились на новом месте, вздремнули и пошли прогуляться. Погуляли, оглядели окрест. Разузнали, что вообще на Соловках можно посмотреть.

Первые прогулки по острову:

Филипповские садки

Филипповские садки

В ботаническом саду

Вечерком, составили примерный план осмотра достопримечательностей по дням, выпили за приезд и легли спать, так как все сильно устали. Особенно автостопщики.

Рассказывает Тимур: «Мы прибыли в Соловки вечером. Искать частное жилье уже не было времени, поэтому мы решили обойти все гостиницы на острове (это реально сделать за 1,5 часа). В результате, остановились в самой дальней, в середине леса. Очень уютные коттеджи. А утром там можно заказать настоящий английский завтрак и посмотреть спутниковое телевидение (показывали передачу о животных – какой-то медвежонок вытаскивал червяков из дерева 30 сантиметровым когтем). На 10 утра у нас была забита стрелка со стопщиками на пристани. Мы договорились заранее, поскольку не знали о том, что на острове работает мобильная связь. К сожалению, стопщики узнали об этом слишком поздно, когда мы позвонили, поэтому были расстроены, когда мы появились часов в 11. Но мы тут же пообнимались, расцеловались и вместе пошли уже в найденный дом».


На фоне нашего первого пристанища

Второй день на Соловках
(21.08.02)

Было решено идти на дамбу. Это такая здоровенная каменная плотина, длиною в 2 километра. Завораживает, когда представляешь как ее строили монахи. Эти здоровенные глыбы камня, сложенные в ровную сосиску двухкилометровой длины. ( сосиска – не сосиска, но уж точно не ровная!) Еще становится как-то не по себе, когда, глядя на столбы, оставшиеся с советского времени, представляешь себе хмурые пейзажи лагерной жизни: колючая проволока, истощенные заключенные, с серыми лицами и все в таком духе. Словом, с самого начала было понятно, что Соловки – далеко не жизнерадостное место.

Дамба между о. Большим Соловецким и о. Муксалма, построенная монахами:

А ночью на нас наехала хозяйка, что мы мол, громко играем на гитаре, занимаем туалет и виновны во всех смертных грехах. Достала! Но мы на хозяйку зла не держали и даже вернули ее заблудившегося кота, когда нашли его на ярмарке на пристани.


Вид на Кремль

Вечерний залив

Главная улица поселка

Третий день на Соловках
(22.08.02)

Еще один день на Соловках. Сменили жилье. Сняли комнатку, в доме, поближе к пристани и магазинам. Причем, просто зашли в первый попавшийся дом, в первую квартиру и сторговались на те же 50 руб. с человека. Мне это жилье даже больше нравилась, чем прежнее. Цена та же, хозяева добрее и детей, которые таскают сигареты и едят нашу колбасу, у них нет.


Сколько км и докуда - очень познавательная штука

Решили сегодня далеко не ходить, а посетить главную достопримечательность – Соловецкий монастырь. Очень славное место. Билет для студентов – 30 рублей. Хотя некоторые из наших прошли со входа для местных, изображая из себя набожных соловецких жителей. Не у всех получилось. Некоторых раскусили и пришлось покупать билет.

Рассказывает Катюша: «Как ни странно, за смиренного инока не приняли даже Тимура, который гордо шел впереди всех, в ничем не примечательной красной импортной куртке и со скромной даже не цифровой видеокамерой».

Рассказывает Тимур: «Куртка российского производства, а камера была под курткой».

В монастыре очень красиво. Причем был праздник – День всех соловецких святых, и мы застали праздничную службу. Глядя на нее, очень ясно ощущаешь дух православия, дух русского народа. Не где-то в Москве, глядя на заросших жиром бандюков, с огромными крестами на шеях, а здесь, на русском севере, глядя на простых русских крестьян. Лично меня сильно задело.


Одна из башен Кремля

Еще поразил музей Соловецкого Лагеря Особого Назначения. Жутковато после него как-то. Есть там зал, в котором ничего, кроме фотографий и имен. И вот ходишь, читаешь, смотришь, а где-то в душе невыносимо ноет. Ведь люди даже не подозревали, что Сталин и есть тот человек, благодаря которому они тут. Люди писали Сталину о тех зверствах, которые происходит на острове, молили его разобраться в этом бесчинстве, были убеждены, что он ничего не знает… Страшно, конечно.

В Соловецком кремле:

Вечером решили, что завтра рванем на остров Анзер. Для этого нужно было договориться с владельцем какого-нибудь катера и получит благословение монастыря. Вообще на Соловках без благословения не делается ничего. Монастырю тоже кушать хочется. Но, судя по всему, он не голодает. Когда были в монастыре, я со стены монастыря заглянул в окошко напротив. Смотрю – компьютер, принтер. Сразу представилась бухгалтерия. :)

В Соловецком кремле:

Вид со стен кремля на пристань

В тот же день мы сходили посмотреть знаменитые Соловецкие лабиринты, которые относятся к самой древней и таинственной части истории Соловецких островов еще далеко домонастырских времен. Нам оставалось только догадываться для каких целей и кем они использовались.

Лабиринты:

Это восстановленный лабиринт

Совсем старинные есть на
о. Заячьем

Наш дружный коллектив

Вечером возвращаемся домой

Так что было чем заняться вечером. Народ пошел попариться в баньке, а я пошел получать благословение. Очень прикольный процесс, надо сказать. Пришел, дождался монаха, с которым Шурыч договорился заранее. Он оглядел меня и тихонько так спрашивает: "Деньги принесли?". Я ему отдаю. Он говорит: "Подождите" и уходит. Возвращается минут через 10 с бумажкой, на которой напечатано: "Благословение, группа: 9 человек, цель визита: туризм" и печать монастыря стоит. Мы очень долго прикалывались по этому поводу. Жаль, что эту бумажку отобрали на острове, а то можно было бы приложить к данному повествованию. Кстати стоит такая бумажка по сто рублей с носа, что не так уж и дешево. Плюс еще владельцу катера за поездку по 200 рублей. Так что на остров съездить – не особо дешевое удовольствие. Но оно того стоит.

Из бани все вернулись навеселе. Так что вечер прошел весело и шумно. Один я трезвый просидел. Дураком себя ощущаешь в такие моменты, честное слово. :)


Четвертый день на Соловках
(23.08.02)

Пожалуй, самый продуктивный день на Соловках. С утра встретились в кэпом и поплыли на остров Анзер. Погода как всегда: с утра тучи, к вечеру – благодать, почти жарко. Места очень живописные.

Плывем на Анзер:

В каюте катера

И на его палубе

Анзер оказался довольно пустынным островом, конечно следы человека есть, но едва различимые. Посмотрели на Анзерский скит. Зрелище, честно говоря, удручающее… Одни развалины, в которых обитают две монашки, сушат грибы и пытаются что-нибудь сделать, чтоб скит восстановили. Когда сравниваешь две фотографии: с открытки с фотографиями 19го века и фотографию, сделанную непосредственно в наше время, то мысли приходят не самые радужные. Вообще на острове очень много развалин, на которые прибита табличка «Памятник архитектуры. Охраняется государством.» И смешно и грустно, что государство вот так вот охраняет.

Свято-Троицкий Анзеровский скит:

19 век...

...и сейчас

Мы почему-то ожидали набрать на острове кучу благородных грибов: белых, подосиновиков; однако основу нашего улова составили сыроежки, зато их было довольно много. Видимо, надо знать места. Ягоды тоже есть: черника, водяника и неспелая брусника.

Гора Голгофа, о. Анзер:

Келейный корпус

Видеть такие таблички на
разрушенных зданиях и грустно
и смешно

Перекус с замечательным видом

Обратный путь был веселее. Светило солнце. Мы сидели на крыше катера и пели песни. Иногда, правда, нас прерывал крик кэпа: "На левую сторону!!!" или: "На правую сторону!!!" :)

Плывем обратно:

На крыше катера

Пейзажи Беломорья

Пейзажи Беломорья

Пейзажи Беломорья

Вечером нажарили грибов, которых насобирали на острове (хотя не зря на благословение разорялись :)), поужинали и легли спать.


Общение с животным миром на обратном пути в поселок:)

Рассказывает Тимур: «Любопытное погодное явление на Соловках. Каждый день с утра и до 4-х пасмурно, а в 4, как по часам небо очищается и становится тепло. Еще удивило всегда спокойное море. Напоминает огромное озеро».


Пятый день на Соловках
(24.08.02)

Рассказывает Маша: «Пошли гулять в заповедник, взбирались на холмы и горки местного значения, обнаруживая на них полусгнившие каменно-деревянные мемориалы, с вырезанными черепами и крестами. На стоящей на озере лодочной станции взяли на несколько часов пару лодок и отправились в плавание по каналам, сделанным монахами собственными руками более чем 300 лет назад. Это очень красивые неглубокие, но достаточно широкие ровные каналы, сделанные из крупного необтесанного камня, неужели, неужели это дело рук человеческих? Погода была замечательная, вокруг ни души, и только безмятежный диковатый озерный пейзаж. На обратном пути плыли наперегонки, победила дружба. На берегу долго кормили наглых хозяйских коз остатками бутербродов и ели кукурузные хлопья «Витек» :). Вечером собрали вещи и отправились на берег моря, чтобы наконец разбить лагерь, хватит- долой штукатурку, да здравствует чистое небо. На берегу стремались, чтобы нас не увидела береговая охрана, соорудили прикрытие для костра, и отметили один наш праздник непонятной сладкой настойкой. Было мило, трогательно и хотелось плакать. Шутка. Просто было мило и трогательно:)»

На лодках по озерам:

Берем лодки

И в путь!

Первый канал

Короткое весло для того чтобы идти по каналу

Канал

Перекус перед очередным озером

Причаливаем

Когда сдавали лодки обратно - встретили коз
Бедные животные не были обделены нашим
вниманием:)

Последний день на Соловках
(25.08.02)

День был отведен на отдых от культурных мероприятий. Взяли на прокат велосипеды (Да! Даже такое есть на Соловках! И всего-то 40 р. в час с руля или 180 р. в день с того же места), посмотрели местную выставку авангарда, называемую «Зоопарком». Это местные художники из технологического мусора понаделали веселых животных. Есть смысл ознакомиться, особенно любителям больших форм, займет это около часа.


На велосипедах по острову

Рассказывает Тимур: «Прямо перед отъездом мы поехали смотреть на какой-то камень, у которого заключали какое-то перемирие. Все поехали через лес, а мне почему-то показалось, что по берегу моря будет прикольнее. К сожалению, берег моря оказался болотом и оставшуюся часть пути я нес велосипед на себе. Посмотреть камень так и не успел, зато услышал целый хор морских котиков».

Выставка авангарда "Зоопарк":

Тот самый переговорный камень,
до которого успели добраться
двое наших велосипедистов

Изначально мы собирались отправиться на теплоходе, который отходит раз в неделю, в Архангельск (билет – 800 р.). Но на этой неделе рейс был отменен, и мы попытались улететь на самолете с местного аэропорта (билет – 1200 р.), но и здесь нас постигла неудача, оказалось, что в августе билет надо заказывать как минимум за 2 недели. Осталось 2 альтернативных варианта: «Опять Рабочеостровск :(» или «Вперед, на освоение Беломорска! Ура! :)». Теплоход (а может быть, это был просто большой катер) в Беломорск отправляется почти каждый день (240 р. с носа).


До Свиданья, Соловки!
Последний кадр

В результате вечером пятого дня мы сели на большой полупустой катер «Беломорье» и отправились в это самое Беломорье.

Теплоход "Беломорье":

Перекус

Витечек на палубе

Катюша на палубе

Рассказывает Тимур: «Все было бы хорошо на этом самом катере, если бы один попутчик не снял ботики и не поднял свои ноги, подсушивая свои носки».


Беломорск
(26.08.02)

Шли ожесточенные споры, как возвращаться: через Питер или через Вологду. Выбрали второе.

Приплыли в Беломорск, маленький северный городок. Лично у меня с первой минуты пребывания в этом городишке сложилось ощущение, что я попал куда-то в советское время. Правда, первый же магазин полностью рассеял иллюзию.

Голодные и холодные, но не упавшие духом, мы брели в спускающихся сумерках по пустынному шоссе. Пока нас не остановил оклик из кустов. Бандиты? Милиция? Шпана? Оказалось, приятный дяденька, оказавшийся директором местной турбазы. Он любезно предоставил ночлег на своей базе, где можно было тепло, и имелась газовая плитка, любезно сварившая нам макароны с сосисками. Жизнь снова была прекрасна!

Рассказывает Тимур: «Надеюсь, начальник базы остался не в обиде. Перед, тем как нас туда отправить, он не был на базе 2 дня и был уверен, что там везде не высохшая краска и ремонт. В связи с этим предположил, что мы сможем воспользоваться коридором для сна и костровищем с дровами во дворе для готовки. Прийдя на место и уверив дежурную, что нам все разрешили мы обнаружили очень удобную комнатку для сна, кухню с посудой, плитой для готовки, а также ванную».


Путь в Вологду

С утра отправились на железнодорожный вокзал. Сели на поезд, который ровными перестуками повез нас в Вологду. Так что, к утру мы были в этом городке.

Ранним утром в Вологде:

Вологда
(27.08.02)

Утро. Снова тучи. Город нам явно не рад. Все перекусочные пункты закрыты. Достопримечательности тоже. Сидим под дверями, по-моему, самого дорогого заведения Вологды с многообещающим названием «Лукоморье». Кафе оказалось очень уютным и недорогим (что свойственно провинции). Перекусив, пошли на главную площадь, поближе к вокзалу.

Очень уж хотелось забраться на этот памятник:

Тут проявилось, что у нас еще два автостопщика: Савелич и Тимур. Остальные решили возвращаться путем привычным: на поезде. Так что снова поделились: Петро-Савелич, Шурыч-Катя, Тимур-Маша и ваш покорный слуга в гордом одиночестве.

Рассказывает Тимур: «Решение стать автостопщиком пришло в кафе «Лукоморье». В этот момент я остро почувствовал неприятие «цивилизованного отдыха» (наверное, еда была слишком вкусная :)).


Без комментариев :)

Дорога домой
(27.08.02 – 28.08.02)

И снова начался автостоп. Выбрались на трассу, проехались немного, встречая друг друга, а вот в районе Грязовца расстались уже до Москвы. Я завис на два часа, потом выбрался на УАЗике до села Пречистого, где меня встретили какие-то темные личности. Я так и не понял кто это были: то ли цыгане, то ли арабы, но представлялись они греками, которые путешествовали и сломалась машина. Они совали мне под нос какое-то перстни из фальшивого золота и настойчиво предлагали отдать им кое-что из содержимого моего рюкзака. Я сбивчиво, на смеси русского, английского и языка жестов объяснил им, что я тоже турист, денег у меня 20 рублей, а вещи мне и самому нужны. К моему удивлению, они меня отпустили, сели в свои поломанные машины и помчались дальше. Потом я выяснил у водителя, что это не редкость, что так они пытаются деньги зарабатывать, обманывая доверчивых автомобилистов. В тот день до Москвы я не добрался, зато познакомился с классным парнем, директором Ярославской компании по производству пластиковых упаковок. Он устроил мне краткую обзорную экскурсию по городу (которая убедила меня, что этот город надо посетить обязательно!), оставил телефон и предложил приезжать погостить в любое время.


Объездная Вологды
Прощаемся до Москвы

А дальше был Ростов. Очень мрачный город. Камазы проносятся мимо, ты идешь, глотая пыль, настораживаясь, когда кто-нибудь идет навстречу. Я все шел, шел, шел, пытался стопить и снова шел. Встретил проститутку. Ее почему-то забрали сразу, а меня ни в какую. Я отчаялся и лег ночевать в придорожной канаве, между трассой и железной дорогой. А с утра доехал на Камазе до самой Москвы.

И опять дорога - трасса Москва-Архангельск:

Рассказывает Катюша: «В свою очередь мы доехали на перекладных до Ярославля, а там, у выезда из города на заправочной станции застопили иномарку с двумя мужиками, разговаривающими в основном между собой. Они довезли нас до Ярославского вокзала, и мы на несколько часов опередили всех остальных стопщиков – четвертая Большая удача :)».

Рассказывает Маша: «Я завершала свое путешествие в полубредовом состоянии, с температурой, постоянно находясь под угрозой разоблачения со стороны бабушки, убежденной, что я еду на поезде и вот-вот буду в Москве. Под славным городом Александровом (или это был другой город?) хороший дядя, везший нас с Тимуром на протяжении 5 часов на своем груженом КАМАЗе (понятно с какой скоростью), высадил нас на самом стратегически дурацком месте, там где не было ни фонарика и наши шансы на скорое бегство равнялись нулю. Сказал, что будет спать. Через 30 минут его совесть проснулась и провезла нас еще пару часов до такого же безнадежного места. Но нам повезло! И опять на какого-то южанина.. Сказал, что не мог бы оставить на дороге девушку… Довез нас до МКАД и мы успели на последний поезд метро.»

Рассказывает Тимур: «После первого же часа стояния на трассе я дал себе слово, что впредь буду подбирать стопщиков на трассе. Я понял, что твориться в душе стоящего с вытянутой рукой человека. Именно в этот момент чувствуешь течение жизни, ощущение, что ты идешь вперед с завязанными глазами и точно знаешь, что впереди тебя ждет только хорошее. То, на каких машинах мы ехали с Машей и сколько времени их стопили, кажется мелочами по сравнению с непрекращающимся желанием ехать и ехать и не останавливаться.»

Посмотреть фотогалерею похода

Отчет написал:
Михайловский Иван
Свою лепту внесли:
Сидоренко Катя
Витвицкая Маша
Давлетбаев Тимур
Полушин Саша
Одиноков Петр