Лыжный поход участников нашего клуба по Кольскому полуострову

Маршрут: ст. Апатиты – пос. Октябрьский– оз. Умбозеро
– пер. Чивруай-лад – оз. Сейдозеро
– пер. Эльморайк – рудник Ильм – Оленегорск
Протяженность маршрута: 75 километров
Сроки: 23 марта – 1 апреля 2000 года
Число участников: 10 человек

Кольский полуостров славен весенним наплывом туристов в весенние школьные каникулы. Все знают небольшие горные массивы в Хибины, а мы решили пойти немного восточнее. Ловозерские тундры - вот то загадочное место, которое было выбрано для шестидневного пешелыжного похода.

Никто в этих местах не был. Описание маршрута сулило красоту, просторы и незабываемые впечатления от здешней природы. К тому же, исторические факты, описанные ранее, говорили нам о том, что в этом месте видели практически каждый год снежного человека. И вот собравшись, группа отправилась на поиски приключений и экстрима в Ловозерские тундры. Группа состояла из опытных людей, прошедших немало высококатегорийных походов по Кавказу, Саянам, Алтаю, а также из представителей нашей организации - клуба "Экстремальные Виды Спорта" ГУ-ВШЭ. В группе нашлось место и новичкам, которым такого рода поход был впервой.

Приехав на станцию Апатиты, сразу поймали машину и через 3 часа уже шли по намеченному маршруту, пересекая Умбозеро. В последствии выяснилось, что нас забросили немного южнее того места, где было первоначально запланировано. Из-за этого в первый день мы прошли около 25 километров по озеру, сделав немало привалов, и встали на стоянку на северо-восточной его части.


В этот день погода была солнечной
и ничего плохого не предвещала

На следующий день, найдя заветную местную узкоколейку, дошли до маленькой деревне Пунча, откуда группа двинулась к своему первому перевалу, который назывался Чивруай - лад. Высота его чуть больше 1200 метров.

Ловозерские тундры отличаются от Хибин тем, что до перевалов в этих местах очень большое расстояние, которое порой преодолевается не за один день. Начало смеркаться, разбили лагерь в 5 километрах от перевала. Все устали, но были в предвкушении следующего ходового дня, когда надо было брать перевал и спускаться с него.

В полдень, собрав лагерь, тронулись. Погода благоволила нам, светило солнышко. Пройдя около часа, поднялся небольшой ветерок, который по началу ничего опасного не предвещал. Опытные тропили лыжню, понемногу поднимаясь, все выше и выше, к перевалу.

Ветер усиливался, и незаметно стал дуть все сильнее и сильнее. Да так, что мы как парусники на море мчались вперед. Это, правда, не всегда удавалось, так как ветер не имел постоянной направленности. Стоишь на лыжах, упираешься палками что есть силы в снег, а тебя все равно валит с ног. Мелкий снег попадает в лицо, дышать становиться все сложнее и сложнее. А до Чивруая еще идти и идти. Пройдя около километра под ураганным ветром и снегом, было принято решение остановиться около большого камня, вырыть пещеру и остаться здесь на ночь, переждав бурю.

Вечер этого дня, думаю, для всех запомнился. Пещера, состояла из двух небольших комнат, соединенных коридором и кухни народ понемногу начал переводить дух. Опытные туристы что-то не припоминали, чтобы в Хибинах их заставала такая погода. За толстой снежной стеной было слышно завывание ветра, под которое и уснули с надежной, что потолок не обрушиться до утра. День был по настоящему экстремален, но самое интересное было еще впереди.

Проснувшись не рано, выползли из пещеры. К нашему счастью ветер стих, из-за облаков проглядывало солнце. Через два часа последний член нашей группы торжественно поднялся на перевал Чивруай-лад. Некоторые из нас покоряли перевал впервые и до этого не разу не ходили в горы.

Наверху нас ожидала очередная экстремальная ситуация. Было все в тумане, да в таком, что на расстоянии тридцати метров ничего нельзя было разглядеть. Взяв компас, командир группы повел нас по азимуту, кидая перед собой на расстояние около пятнадцати метров лыжные палки. Так были потеряны две палки, после чего пошла вход обычная кружка. Привязав к ней веревку, с большим трудом была найдена заветная расщелина.

Спускаясь, вниз с перевала, на склонах гор висели довольно таки внушительные карнизы, которые в любой момент могли бы обрушиться. Туман понемногу стал рассеиваться и перед нами во всей своей красе и величии, вдалеке предстало Сейдозеро. К сожалению, в этот вечер мы до него так и не дошли. Было решено остановиться на берегу речки, которое по карте впадало в озеро.


Спуск с перевала

Утром следующего дня резко потеплело. Появились комары... Сейдозеро было успешно преодолено. Оно представляло собой довольно большой котел в скалах, которые были около 1000 метров высотой.


Сейдозеро

На одном из берегов стояла избушка, сделанная туристами из подручных средств. Как впоследствии выяснилось, в этих местах из года в год появлялся афоня - снежный человек.

Пройдя озеро, сделали привал. Обедали в западной части, где в нее впадает речка Эльморайоки. В очередной раз резко потеплело, да к тому же пошел мерзкий противный дождь.

р. Эльморайоки

Но нам надо было идти вперед. Пообедав, двинулись к очередному перевалу, который назывался Эльморайк. Не доходя трех километров до него, встали на ночлег. Надо сказать, этот день, как и все предыдущие, был сложный.

С перевала дул ветер, все понимали, что завтра будет тяжко, вспоминая ту бурю, которая застала нас на Чувруайе.

Утром встали очень рано, около семи утра. Поезд в 9 вечера из Оленегорска. Двинулись.


Перевал Эльморайк

Понимая, что времени в обрез, без привалов забрались на перевал Эльморайк. Внизу виднелся рудник Ильма.

Спустившись, к руднику Ильма, поймали ГАЗ-66, благодаря чему доехали до местного, провинциального городка Ревда. Далее на микроавтобусе и ВАЗ-21099 до Оленегорска. Эта поездка нас утомила, так как впервые за ближайшие шесть дней мы по настоящему расслабились, хоть и на короткое время. До поезда было около шести часов. Было предложено устроить банный день, хорошо пропариться в местной Оленегорской бане перед дальней дорогой до дома.


Домой!

Москва встретила нас, загорелых и в какой-то мере отдохнувших, привычной суетой и пасмурной погодой. Все мы получили заряд бодрости, хорошего настроенья и большого оптимизма. У каждого из нас останутся надолго воспоминания о Ловозерских тундрах и таком действительно экстремальном походе.

В заключение, хотелось бы отметить огромный опыт руководителя похода, Козлова Сергея. А также поблагодарить фирмы: "Синтез", "АВЛ", "Горная страна", компанию "Тревелинк" - за поддержку в организации этого и других проектов нашей организации.

Гребенюк Никита