ЭВС
Руководитель: Одиноков Петр,
Витвицкая Маша, Телепнева Оля, Сидоренко Катя,
Михайловский Иван.

Это рассказ о "хождениях" на Север нашей необъятной Родины. Надо сказать, что это была первая задумка лета, поэтому с ней связывались особенные ожидания и чувства. Июль, как известно, месяц которым должны заканчиваться мучения нашего брата- у кого практикой, у кого военной кафедрой…Но нам повезло! Для нас в этом году не было предусмотрено ни того, ни другого (правда в последний раз). В количестве 5 мы, отважные исследователи Севера, отправились в путешествие.

Часть 1

Поезд оставил нас на безлюдной маленькой станции под названием "Белое море". Это было, конечно, очень романтичное название, но вожделенным морем там даже не пахло. Мы продемонстрировали всему окружающему миру бурю эмоций по поводу нашего прибытия , к чему мир остался равнодушен. Ведомые опытным проводником (Петро), который бывал там в школьные годы, мы отправились в поисках моря. Если вы думаете, что его легко найти, потому что оно большое, над ним много жирных чаек и оно пахнет солью, то вы ошибаетесь. Если бы не Петро, довольствоваться нам одним ж/д названием.

Приехали
Только приехали
ст. Белое море - 2 часа ночи :)

Мы прибыли на берег примерно через час. Там было очень красиво, и наш лесная полянка, и водная гладь, уходящая вдаль. Главное было не смотреть под ноги, потому что пространство у берега было похоже на небольшое болото, которое вдали переходило в залив. Списав это на то, что это просто зона отлива, а не повсеместное обмельчание моря, мы разбили лагерь и завалились спать.

ОНО пришло, когда мы спали…Море, я имею в виду. Не то, чтобы оно "плескалось мягкой зеленой волной, входя в свои берега", знаете, как в Муми-троллях, но незаметно прибывшая вода, оживила перспективу на много километров вокруг (в этих местах - одни из самых высоких приливов-отливов в мире). Решив немного обжиться и попривыкнуть к местному климату, мы сразу сделали дневку. Лично я ждала, когда же у меня , наконец, съедет крыша (Петро обещал массовое помешательство от круглосуточного полярного дня), ну и, немножко,- тюленей, которые, как говорят, там водятся. Ни того, ни другого я не дождалась, хотя, конечно, как посмотреть :).

Первая стоянка и окрестности:
Стоянка на берегу
Вид на стоянку с приливной
зоны залива

дружного коллектива
Купание
Вода - градусов 15
Но кристально чистая и очень
соленая
Ручеек
В этом ручейке мы брали
воду и мыли посуду
Ручеек - впадает в залив

Сделав съестные запасы и зарыв их под приметным деревом, мы тронулись в путь. Знайте, прогулки по зоне отлива производят сильнейшее впечатление, особенно, если у вас нет рыбацких сапог по пояс. Топча дохлые водоросли и перепрыгивая озерца и реки местного значения, мы двинулись вдоль живописнейшего берега Кандалакшского залива…

Вдоль берега Кандалакшского залива:
было сложно -
это не удалось никому :)
Купаемся
Олич и Катя на привале в очередной раз не упустили
возможности искупаться

Девственно чистые берега, покрытые то камнями, то мелким песочком; скалы, срезанные под причудливым углом неведомой рукой и имеющие в разрезе разноцветные сюрреалистические картины…Мое сердце осталось там. В тот день мы ночевали за 25 км от наших припасов, на вершине скалы, открытой ветрам со всех сторон света, варили чай на костре, и рассказывали сказки, кто про что может. По ту сторону залива до позднего вечера дымила трубами и мигала огнями Кандалакша.

Вдоль берега Кандалакшского залива:

Наша смелая Олич
Вышка была несколько
подгнившая

На следующий день мы проделали те же 25 км , но в обратном направлении. Пришли к приметному дереву на нашей поляне, когда часы показывали ночь. Решив не дразнить себя 2-х часовым сном, попили чай-кофе и отправились на станцию. До нашего поезда в Апатиты оставалось около 3-х часов. Ну что такое для нас почти сутки на ногах? Тьфу! Перед нами неизведанным массивом царил в тумане Медвежий холм, непокоренная высота станции "Белое море". Отыскать вершину горы оказывается совсем непросто. Чувствуя себя ежиками в тумане в своих поисках, мы все-таки набрели на заветную вышку, стоящую на самой вершине…Окинув с нее взглядом все предполагаемые красоты, напрочь скрытые в тумане, мы двинулись обратно. По утрам там , кстати, потрясающе тихо, и слышно только как туман капает с листьев в траву. Придя аккурат к поезду, мы не без боя пробились в скорый поезд Брянск-Мурманск. Добрые от звонкой монеты проводники позволили нам прикорнуть в очень удобном купе.

Что происходило дальше, помню плохо. Говорят, что мы высадились в Апатитах и проспав там еще пару часов, пересели на собаку до ст. Хибины, где, пройдя километров пять, наконец, поставили лагерь и погрузились в мир сновидений.

Часть 2

На следующий день наш путь лежал дальше в горы. Горы маячили впереди, но были достаточно далеко. Поднимались мы вдоль р. Белая. Сколько еще рек мы повидаем, но эта была самая красивая. Самая бурная и шумная - ничего нельзя было разобрать, стоя в двух метрах от человека, общались исключительно жестами.

Начинаем подниматься:

Фонтанчики
Погода пока хорошая
Все вверх и вверх

Итак, отоспавшись, мы вновь тронулись в путь. Пейзаж постепенно менялся: лес редел, сосны сменялись кустарниками и мхом, тропинка все чаще норовила вообще исчезнуть из-под ног. В начале встречается очень много таких фонтанчиков: бьющая из ржавых кранов, торчащих из земли,родниковая вода. Не один километр пришлось преодолеть, пока, наконец, не стало очевидно, что долина скоро кончится. Несколько небольших, с точки зрения какого-нибудь картографа, холмов ставили вопрос: а куда нам, собственно, надо? Мыслить масштабно, категориями гор, долин и рек, непросто, поэтому 2 наших самых выносливых друга отправились в 2-х часовую разведку, оставив нас мерзнуть под пронизывающим ветром, и в течение 1,5 часов мучительно наблюдать, как их две точки продвигаются с черепашьей скоростью по холму напротив сначала туда, а потом обратно.

Продолжаем подъем:
Место нашей стоянки после
14-часового перехода
Подъем - начало
Вот такая вот она - полярная
ночь летом

Лес сменился кустарником и мхом

Избрав правильное направление, мы продолжили наше движение вглубь гор в направлении перевала Западный Петрелиус. Обнаружив, что здесь и далее дров, скорее всего, не предвидится, мы решили сделать важное открытие. Оказывается, обед можно готовить на ягеле (это такой мох, очень хорошо горит, но т.к. видимо, содержит сахар, сгорев, он липнет ко всему вокруг и не отмывается). Наша последняя стоянка в долине происходила на берегу живописнейшего голубого озера с ледяной водой. Устроили себе банный день (кое-кто даже не подогревал воду). Розовые и чистые, мы вступили в горы.

Все ближе к перевалу:
Озеро
Горное озеро
Вдали перевал
Девушки не упустили
возможности помыться :)
Озеро
Озеро с другой стороны

Первое, что нас поразило, это был снег. Это в середине-то лета! Небольшой такой, как казалось, ледничок. Мы на глаз прикинули, что идти до него минут семь. Как бы не так! Наши оценки расстояний и впоследствии оказывались несостоятельными, но тогда мы в первый раз поняли, какими обманчивыми могут быть расстояния в горах. В общем, погуляв часа 1,5, мы решили, что в условиях сильного ветра и тумана, поиск, а тем более и преодоление перевала не имеют смысла, и разбили наш лагерь посреди возвышающихся со всех сторон скал. Погода там меняется со страшной скоростью: все пространство вокруг может погрузиться в огромное облако, а через минуту на лазурном небе будет светить яркое солнце.

Идем к Петрелиусу:

В некоторых местах
еще лежал снег

Гражданин мира:)

На следующее утро в наших рядах разгорелись жаркие споры по поводу того, какая же все-таки из вершин является перевалом. Тогда трое человек решили осуществить первую разведывательную вылазку, устремленную ввысь. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь только, что путь наверх был довольно простым, но уступы становились все уже, из-под ног сыпались камни, и в голову приходило, что вот с рюкзаком-то здесь уж точно не пройти. Путь вниз оказался труднее, прежде всего психологически: еще одна отвесная стенка под ногами, и чувствуешь себя отрезанным от земли. Через три часа мы снова были на земле.

Процесс постановки палатки на таком ветру
больше напоминал запуск воздушного змея:
Палатка на ветру Палатка на ветру

Уф! Наши друзья, оставшиеся в лагере, в наше отсутствие применили недюжинные способности по чтению карты и вычислили и даже проверили местонахождение перевала Петрелиуса. Мы штурмуем наш первый перевал! Крутой склон, камни из-под ног, сбивается дыхание, если покатишься, остановишься через много метров внизу, с рюкзаком шатает, за спиной пространство и ветер…

И вот наверху! Ветер сбивает с ног, и дико хочется пить. Здесь установлен шест с памятными ленточками покорителей перевала. Окоченевшими пальцами пишем на бинте зеленкой три буквы (не подумайте плохого - "ЭВС"), и снова в путь. Мы бросаем последний взгляд в долину, где провели так много времени, и начинаем спуск в новую, не менее живописную.

Взбираемся на перевал Петрелиуса:
На Петрелиус
Последнее фото перед
штурмом...
... и вперед
На Петрелиус
Карабкаемся
Вид на долину с перевала -
оттуда мы пришли

Опять лента реки - это уже Кунийок, леса, новые вершины. Эта долина поразила сочетанием северных красот с чисто южной роскошью: разнообразные цветы всевозможных расцветок, изумрудная зелень, ручьи и маленькие речки, сосны и карликовые березы. Посреди всего великолепия настоящая дорога, уходящая вдаль (это после 10 дней бездорожья). И ни души! Этот мир принадлежал только нам, и в этом была его главная прелесть. За день мы обошли горную гряду, чтобы попасть в другую долину. Кажется, что находишься в огромнейшем лабиринте: мы не раз говорили друг другу: "Вот перемахнуть бы сейчас через этот хребет и 2-х дней пути не надо". Видит око, как говорится, да зуб неймет.

Спуск в долину р.Кунийок:
Спускаемся
Вот так по зимнему мы
спускались с Петрелиуса
Стали опять
появляться деревья

В этой части пути запомнилась одна стоянка, недалеко от горной базы. Долго спорили, идти ли дальше или остановиться на берегу небольшого озера. Решили все-таки остановиться. Пока ставили палатку, чуть с ней не улетели. Руки на таком ветру коченеют в момент. Помню, что когда чистишь зубы, нельзя плевать против ветра , а то зубная паста, влекомая встречным ветром, с удовольствием размажется по вашей физиономии.

Спускаемся
За нашей спиной тоже перевал -
правда некатегорийный.
Уходим с предпоследнего, самого ветренного
места стоянки

Часть 3

Дошли мы в конце концов до озера недалеко от поселка Кукисвумчорр. Взошли на близлежащую вершину. Камни-то оказывается везде разные, сыпятся из-под ног с разной легкостью и скоростью. Сходили в поселок в первый Ботанический сад за Полярным кругом. Стоило съездить за Полярный круг, чтобы узнать, как растет кофе!

Продолжаем подъем:
На горке
На горке перед нашей
последней стоянкой.
Вид на Кировск и Кукисвумчорр
Вудъяврчорр
Взади - покоренный
нами Вудъяврчорр

Петро и Оленька устроили радиалку на одну из соседних вершин. Говорят, оттуда все было видно (см. Приложение). Ну а мы немного переволновались. Опасное все-таки это дело, особливо для сорви-голов. Вот так. Дальше были недолгие сборы и отъезд. Чего говорить, было грустно, но в общем присутствовала приятная утомленность…

P.S.: Кто считает, что это было "недостаточно экстремально", пусть катится ко всем чертям.

Часть 4

На обратном пути мы заехали в Мурманск - прибыли туда ранним утром поездом из Аппатит. У нас был весь день чтобы погулять по этому северному портовому городу - наш Московский поезд был только в семь вечера.

Мурманск:
Обозреваем окрестности
Витечек на фоне Кольского
залива

Город встретил нас изменчивой и капризной погодой - то светило яркое солнце, то начинал моросить дождик. Краеведческий музей, повинуясь всем законам подлости, оказался закрыт - мы попали на единственный выходной в неделе. Сам город стоял в лесах - многие здания, в частности на центральном проспекте Ленина находились в состоянии ремонта, поэтому полностью насладится городской архитектурой у нас не получилось. Но сразу видно, что город портовый - трактир "Тихая гавань" - одно это название чего стоит. Кстати, магазин "Оптика" там почему то назывался "Очкариум" :).

Мурманск:
На колесе обозрения
Вид с колеса обозрения на
центр города
Гостиница "Арктика"
Мы долго пытались
поймать в объектив
летящую чайку
Кормим голубей -
площадь пяти углов

Мы все успели - погулять по городу, пофотографироваться, покататься на аттракционах, посидеть в одном из местных баров - в общем - получили море впечатлений и совсем не пожалели, что заехали в этот избитый морскими ветрами, овеянный романтическими историями город, затерявшийся среди сопок.

Вокзал Мурманска -
за полчаса до поезда...

А потом был поезд, обратный путь и встреча с друзьями на Ленинградском вокзале Москвы. А путешествие получилось - очень хорошо получилось :)

Встреча в Москве
Торжественная встреча в Москве

Приложение ( выдержка из походного журнала)

25.07.01 20:00

"…Да, мы с Олей покорили Вудъяврчорр (как вы, наверное, уже догадались - "чорр" переводится как "гора") - 1067 м, эту Джомолунгму Хибин, этот Эверест севера. Снизу гора выглядела более, чем угрожающе, скалистые обрывы, отвесные стены- красота! Итак, пообедав, мы в 20.00 выдвинулись из лагеря в сторону оного пика, клятвенно пообещав, что в 12-12.30 ночи вернемся, собственно к ужину. В ответ получив увещевание, что ужин к этому сроку будет готов. Вооружены мы были картой, фотоаппаратом, флягой с водой и биноклем.

В начале мы еще думали, куда и как лезть. В любом случае до горы оказалось идти несколько дольше, чем мы предполагали, притом пришлось пересекать бурную горную реку- поток сбивал с ног и каскадами срывался в бездну. Сняв ботинки, мы без труда преодолели первую преграду. Начался подъем- пока плавненький и по тропинке, которая вилась между камней, плавно огибая заросли карельской березы и кустарник. Наконец вышли на плато у подножия горы-скалы: вид вниз уже потрясный, заросли уже исчезли, но комары еще оставались. Дальше мы выбрали, куда полезем- конечно же на самую высокую скалу из близлежащих, кто бы сомневался- ха! Изначально были опасения, что наше восхождение безвременно прервется где-нибудь на половине, когда над головой будет метров 15 голой скалы, но…глаза боятся, а руки, как известно, делают. Бинокль время от времени перелетает с левого плеча на правое, со спины на живот. Поругиваясь (про себя), фиксирую как могу неугомонное сборище линз, но без него никуда- вид того стоит! Где-то в складках Олиной одежды спрятан фотоаппарат - тоже нежная штука - так что приходится беречь Олю от падающих камней - общество не переживет потери 35 отснятых кадров:). Да и просто человек хороший. Первые скалы- полностью уподобляемся братьям нашим хвостатым - обезьянам и , опираясь на 4 конечности, карабкаемся все выше по скале и наростам мха- жаль, что не можем уподобиться братьям нашим пернатым и взлететь. Меня часто спасает длина ног, Оле тяжелее скакать по камням, но она ничуть не отстает.

Чем мы выше, тем меньше уверенности, что удастся без проблем спуститься вниз - уж очень крутым кажется подъем. Но мы идем - это как наркотик- пока есть возможность лезть, хочется все выше и выше.

Долезаем до отвесной скалы высотой метров 15 - казалось бы, все, приехали. Ан нет - обходим ее по периметру и вот оно, более пологий склон- можно лезть. Так как идем сильно вихляя, по пути строим пирамидки из камней и мха. Выходим на какое-то подобие плато. Вершины все не видно. Далее карабкаемся по камешкам высотой где-то с человеческий рост, ловко лавируя между ними.

И вот , наконец, показалось, что пришли, вот оно- выходим на большое плато. Камни, мох, ветер, а внизу бездна, по бокам скалистые обрывы. Подъем идет и дальше, - скачем по камням, но карабкаться уже никуда не надо- просто идем вверх. Опа, следы пребывания людей… Обломки какой-то деревянной пирамиды, некогда чего-то, видимо, обозначавшей, под ними консервная банка и бидон с чем-то вроде чая- так показалось Оле. Подъем делается круче,- плато просто здоровое, до противоположного склона километра три, не меньше, о длине я уже не говорю- просто гряда вершин, но наша самая высокая.

И вот, наконец - 1067 м. Обломки пирамиды свидетельствуют о правоте наших суждений. Красота видов потрясающая - в сторону равнины видно км на 80-100, поселок и Кировск как на ладони. В общем - круто! Мы пару раз щелкнулись - авось чего-нибудь да получится. Понадобилась, наконец, и водичка из фляги, карабкались мы часа 3, и порядком захотелось пить. Ветер, сильный и пронизывающий. Дабы не замерзнуть, последний раз подходим к скалистому обрыву, смотрим вниз, смотрим на солнце и спускаемся. Попугали мы себя достаточно - когда смотришь в пропасть с обрыва, адреналина хоть отбавляй. Итак, в 23.20 назад.

Спуск не оказался таким сложным, как мы полагали - спускались довольно быстро, правда из всех наших пирамидок нашли только одну. При спуске всего 1 заминка - случайно забрели на 4-х метровый обрыв и некоторое время его преодолевали, 6но преодолели достойно, и даже не упав, ха-ха! Потом спуск пошел совсем быстро и попрыгав еще некоторое время по камням очутились уже почти внизу, среди комаров и карельских берез.

Оля предлагает не брести к броду через реку, а раз уж все равно снимать ботинки, то переходить в ближайшем месте, что мы и делаем- в процессе правда попадаем в заболоченную местность - так сказать с вершины прямо под воду, контрасты - великое дело! В конце концов форсировав все лужи и перебравшись через реку, выходим на дорогу и идем, идем навстречу БЕЛАЗам, лагерю и ужину. По пути придумываем себе оправдания и извинения, народ, видимо, волнуется, обещали быть в 12, а уже 2 ночи. И наконец, после 6-часового отсутствия возвращаемся…."